Боевая единичка
Арсенал
04 нояб в 06:26пн, 4 нояб
O сериале
Август 1944-го. Советские войска продолжают наступление в Восточной Польше. Подразделение старшего лейтенанта Егорова получает задание удержать мост, через который планируется переправа частей Советской Армии. Прибыв на позицию, бойцы обнаруживают разрушенный монастырь, а в нем - группу глухих сирот с воспитательницей Евой. Егоров оказывается перед сложным выбором: если он выполнит приказ командования, то поставит под угрозу жизни маленьких поляков.
Подробная информация.
1-я серия. Август 1944-го. Советские войска продолжают наступление в Восточной Польше. Старшего лейтенанта Егорова назначают командиром легендарной батареи "Единичка". Подразделение получает задание: удержать мост, через который планируется переправа частей Советской Армии. Прибыв на позицию, бойцы обнаруживают разрушенный монастырь, в котором решают организовать наблюдательный пункт. В одном из коридоров монастыря Егоров обнаруживает группу глухих сирот с воспитательницей Евой.
2-я серия. Егоров признается Еве, что восхищается ее заботой о детях в сложное военное время. Это признание видит связист Надя Тихомирова, тайно влюбленная в Егорова. Немецкие солдаты начинают штурм позиции "Единички". Завязывается серьезный бой, но атаку удается отбить. Из монастыря на позицию приходит Ева и на глазах у Егорова падает в обморок - она ранена в плечо. Рядовой Уразбаев в полевых условиях извлекает пулю из раны. Тем временем бойцы польского Сопротивления встречают в лесу мальчика Анжея и убеждают его помочь им в осуществлении подрыва моста.
3-я серия. Бойцы польского Сопротивления узнают из радиосводок, что в Варшаве началось восстание против нацистских оккупантов. С одной стороны, поляки обязаны выполнить приказ и взорвать переправу, а с другой - они желают присоединиться к Варшавскому восстанию и бороться против немецких войск. Замполит Финогенов берет под опеку мальчика Колю. Во время прогулки ребенка захватывают немецкие солдаты. Они хотят допросить мальчика, чтобы выведать ценную информацию о расположении советских войск.
4-я серия. Егоров решает эвакуировать Еву и сирот из осаждаемого фашистами монастыря в более охраняемое место. Пока не прибыло подкрепление, "Единичке" приходится задействовать все ресурсы для противостояния усиливающемуся наступлению врага. Немцы пускают в ход танки для осады позиции советской батареи. Многих бойцов Егорова ранят, а сам он получает контузию. С большим трудом и потерями "Единичке" удается отбить атаку, но в окопах батареи вдруг появляются бойцы польского Сопротивления.
Факты:
Съемки длились 38 дней и проходили в России и Польше.
За две недели в Калужской области через реку Нару был выстроен мост в натуральную величину, выдерживающий нагрузку до 3,5 тонн. Так же для съемок была построена линия укреплений (окопы, блиндаж).
В роли "монастыря" выступил старинный замок Гроджец в Польше.
В фильме приняли участие российские, польские и немецкие актеры.
Польских сирот сыграли глухие дети из московских специализированных школ.
Для картины было привлечено большое количество военной техники. В том числе: немецкий танк Т-IV и два советских танка Т-34-85; автомобили "Студебеккер", ЗИС-5 "полуторка", "Виллис", Опель-блитц; два артиллерийских орудия ЗИС-3; советское и немецкое стрелковое оружие: 15 автоматов ППШ, 2 автомата ППС, 4 карабина Мосина, 2 пулемета Дегтярева и 2 пистолета ТТ, 20 автоматов МР-38 и МР-40 и пулемет МГ-42.
В съемках боев принимало участие до 80 реконструкторов в день.
На картине работал военный консультант, подполковник Константин Горбатиков. Под его руководством все актеры прошли краткий курс артиллериста, изучили штатные должности при оружии, научились заряжать и передвигать орудия.
На национальном кинофестивале "Движение" картина получила Приз за лучший сценарий и Специальный приз губернатора Омской области.
Фильм снят к 70-летию Победы при поддержке Министерства культуры РФ.
Кирилл Белевич, режиссер:
Об истории.
- Говоря о войне, не нужно ничего придумывать. Сценарий написан по повести писателя-фронтовика Александра Николаева "Мы все, не считая детей". В основу произведения легли события, происходившие с ним во время Великой Отечественной войны, и главный герой, молодой лейтенант-артиллерист (у нас его сыграл Илья Коробко) Егоров - прообраз самого Николаева. Конец войны, 1944 год, Восточная Польша. Наши герои - солдатики-новобранцы и уже прошедшие войну "старики" - должны удержать мост. Но на позиции обнаруживают монастырь, а в нем - группу глухих сирот с воспитательницей Евой. И оказываются перед сложным выбором - выполняя приказ командования, они вынуждены поставить под угрозу жизни маленьких поляков… Это потрясающие по силе мемуары, мы их давали прочитать всем актерам. Читаешь и не можешь поверить, что все это правда. Непонятно, как люди могли так существовать, жить и оставаться людьми.
О детях.
- То, что сирот должны сыграть глухие дети - было принципиально. У них совершенно иное восприятие, другие глаза - чистые, искренние. Они смотрят, пытаясь понять, что ты говоришь - и это невозможно сыграть. Поэтому мы взяли именно таких ребят, и на взрослых актеров это оказало мощнейшее эмоциональное воздействие. В то же время наша работа несколько усложнилась - детям было трудно объяснить, что мы от них хотим и как важно делать именно то, что просим. Ведь у нас было много пиротехники, военных сцен, когда танки, выстрелы, взрывы - а они же не слышат, и шаг чуть влево или чуть вправо - был чреват большими опасностями.
Польские актеры.
- Анна Прус, исполнительница главной женской роли, ради съемок очень сильно похудела. Сидела на одной воде и сырых яйцах. Меня вся съемочная группа даже просила отговорить ее от чрезмерного голодания…
Меня поразила и порадовала работа польских актеров. Несмотря на международную обстановку, чуть ли не запрет российского кино, они трудились с полной отдачей. Настояли на том, чтобы сцены в реке снимались на натуре, а был уже очень промозглый ноябрь. Все это говорит об отношении к героям, к истории.
Оружие.
- У нас снялось довольно большое количество военной техники: советские и немецкие танки, зенитные артиллерийские установки - ЗИСы, "Студебеккеры", "Виллисы", "ГАЗоны", "полуторки". Все это - абсолютно историческое и на ходу. Большую часть арендовали на "Мосфильме", но что-то подбирали отдельно. Например, у польских персонажей должно было быть английское оружие, поэтому специально искали английские автоматы, взрывчатку, винтовки - это музейное оружие 1937-ого года, причем мы нашли рабочее и стреляющее!