досуг

ХX век

  • Культура

    Завтра в 11:10"Поэзия садов". Рассказывает академик Дмитрий Лихачев. 1985
    чт, 26 сент
    00:25
    "Выставка неопознанных портретов". Рассказывает Ираклий Андроников. 1970

    Вступительное слово - искусствовед Екатерина Шелухина.

    Передачу о выставке неизвестных портретов пушкинской эпохи ведет писатель, литературовед, доктор филологических наук, народный артист СССР Ираклий Луарсабович Андроников. Ираклий Андроников - легенда отечественного телевидения. По меткому замечанию известной поэтессы Агнии Барто, "он и телевидение просто созданы друг для друга". Ираклий Луарсабович и непревзойденный рассказчик, и энциклопедически образованный человек, сыгравший огромную роль в сохранении памятников отечественной культуры. В 1967 году именно он стал одним из инициаторов организации музея А.С. Пушкина в Москве. После его выступлений по телевидению и в печати многие коллекционеры стали передавать в музей мемориальные материалы. Так, например, в музей поступила уникальная библиотека профессора Московского университета И.Н. Розанова. Это одно из наиболее значимых русских книжных собраний ХХ столетия, ядро которого - прижизненные издания А.С. Пушкина... Поэт, литератор Корней Иванович Чуковский писал об Андроникове-исследователе: "Этот азарт, эта страсть, эта жгучая любовь к памятникам литературы прошлого понемногу заражает и нас, и мы начинаем с увлечением следить за каждым новым усилием неутомимого автора, стремящегося во что бы то ни стало дознаться, изображает ли Лермонтова старинный портрет какого-то молодого военного и кто такая неведомая Н.Ф.И., которой юный Лермонтов посвятил цикл любовных стихов". Вот и сегодня рассказ Ираклия Луарсабовича о неизвестных портретах пушкинской поры полон удивительных подробностей, деталей и неожиданных сюжетных поворотов, в ходе которых изображенные персонажи обретают имена и судьбы...

    Завтра
    11:10
    "Поэзия садов". Рассказывает академик Дмитрий Лихачев. 1985

    Вступительное слово - Михаил Швыдкой, доктор искусствоведения, профессор.

    Дмитрий Сергеевич Лихачев - крупнейший в мире исследователь древнерусского языка и литературы, выдающийся ученый ХХ века, почти его ровесник, и беды столетия его не минули. Он родился в Петербурге, в Петрограде закончил университет в 1921 году и на пять лет был сослан на Соловки. Лагерный срок закончил на строительстве Беломорско-Балтийского канала. Из этого горького жестокого периода своей жизни он как ученый извлекал и обобщал знания тюремного быта. Свою первую научную работу "Картежные игры уголовников" опубликовал еще в лагере, в местной газете "Соловецкие острова". В 1935 году уже в Москве вышла его статья "Черты первобытного примитивизма воровской речи". "Первобытный примитивизм" был настолько неприемлем для него, что, по свидетельству родных, он мог выгнать из дома гостя, если тот хоть раз позволил себе высказаться на языке арго. В 1936 году с Лихачева были сняты все судимости, и он мог вернуться к своим исследованиям. С Институтом русской литературы в Ленинграде (Пушкинский Дом) жизнь Дмитрия Лихачева была связана больше 60 лет, он работал там до конца жизни, возглавляя Отдел древнерусской литературы. Коллеги говорили о поразительной гармонии Дмитрия Сергеевича. Это чувствуется и в этом телефильме, сценарий к которому написал он сам. Прогуливаясь по Петергофу, Ораниенбауму, Царскому Селу, Гатчине, учёный размышляет о том, как семантически связано садово-парковое искусство с творчеством поэтов, о соотношении искусств в каждой эпохе, об их "эстетическом климате". "Сады - это текст, - писал Лихачев, - читая который впитываешь не только воздух истории, но и поэзию пространства и природы".

    00:35
    "Поэзия садов". Рассказывает академик Дмитрий Лихачев. 1985

    Вступительное слово - Михаил Швыдкой, доктор искусствоведения, профессор.

    Дмитрий Сергеевич Лихачев - крупнейший в мире исследователь древнерусского языка и литературы, выдающийся ученый ХХ века, почти его ровесник, и беды столетия его не минули. Он родился в Петербурге, в Петрограде закончил университет в 1921 году и на пять лет был сослан на Соловки. Лагерный срок закончил на строительстве Беломорско-Балтийского канала. Из этого горького жестокого периода своей жизни он как ученый извлекал и обобщал знания тюремного быта. Свою первую научную работу "Картежные игры уголовников" опубликовал еще в лагере, в местной газете "Соловецкие острова". В 1935 году уже в Москве вышла его статья "Черты первобытного примитивизма воровской речи". "Первобытный примитивизм" был настолько неприемлем для него, что, по свидетельству родных, он мог выгнать из дома гостя, если тот хоть раз позволил себе высказаться на языке арго. В 1936 году с Лихачева были сняты все судимости, и он мог вернуться к своим исследованиям. С Институтом русской литературы в Ленинграде (Пушкинский Дом) жизнь Дмитрия Лихачева была связана больше 60 лет, он работал там до конца жизни, возглавляя Отдел древнерусской литературы. Коллеги говорили о поразительной гармонии Дмитрия Сергеевича. Это чувствуется и в этом телефильме, сценарий к которому написал он сам. Прогуливаясь по Петергофу, Ораниенбауму, Царскому Селу, Гатчине, учёный размышляет о том, как семантически связано садово-парковое искусство с творчеством поэтов, о соотношении искусств в каждой эпохе, об их "эстетическом климате". "Сады - это текст, - писал Лихачев, - читая который впитываешь не только воздух истории, но и поэзию пространства и природы".

О передаче

В линейке "XX век" собраны лучшие программы отечественного телевидения периода расцвета.

Страна и год

Россия, 2024

Другие развлекательные передачи