досуг

ХX век

  • Культура

    30 сент в 11:10"Поэзия садов". Рассказывает академик Дмитрий Лихачев. 1985
    пн, 23 сент
    00:50
    "Лик нашей памяти". Авторский фильм Саввы Ямщикова. 1986

    Вступительное слово - Марфа Ямщикова, искусствовед, дочь Саввы Ямщикова.

    Савва Васильевич Ямщиков - советский и российский художник-реставратор, историк искусства, ученый-культуролог, чей беспокойный голос публициста, ведущего телевизионных программ взывал к сохранению исторической памяти страны, ее культурного наследия. О себе Ямщиков говорил: "Я принадлежу к тому счастливому числу моих соотечественников, которые строили свои жизни на основе наставлений, воспитанных в дореволюционную эпоху. Так что этот мощнейший национальный генофонд, так активно уничтожавшийся большевиками, все-таки успел проявить себя..." Савва Васильевич был глубоко верующим человеком из старообрядческой семьи. Весь свой творческий потенциал, неистовую свою энергию Ямщиков направлял на возвращение древнего искусства. Его называли - "Реставратор всея Руси". В русской глубинке он открывал и спасал шедевры иконописи, показывая их на выставках, издавал книги, альбомы, каталоги. Как художник-реставратор он буквально бил в колокола, видя, как исчезают великие творения зодчества. Такие архитектурные ансамбли, как Новоспасский монастырь, Крутицкое подворье, Симоновский монастырь, о которых, в частности, рассказывает Ямщиков, были внесены Советом Министров СССР в реестр реставрационных работ еще в 1968 году. Однако спустя почти 20 лет (1986 - год создания фильма), на их территориях оставались и цеха мебельных фабрик, и заводы. Реставрация замедлялась, а время беспощадно стирало редкую настенную живопись... В наши дни большинство из этих объектов уже давно отреставрированы. Но чтобы эти памятники старины не исчезли с земли Русской, из планетарного человеческого осознания, нужны были такие люди, как Савва Васильевич Ямщиков...

    пн, 30 сент
    11:10
    "Поэзия садов". Рассказывает академик Дмитрий Лихачев. 1985

    Вступительное слово - Михаил Швыдкой, доктор искусствоведения, профессор.

    Дмитрий Сергеевич Лихачев - крупнейший в мире исследователь древнерусского языка и литературы, выдающийся ученый ХХ века, почти его ровесник, и беды столетия его не минули. Он родился в Петербурге, в Петрограде закончил университет в 1921 году и на пять лет был сослан на Соловки. Лагерный срок закончил на строительстве Беломорско-Балтийского канала. Из этого горького жестокого периода своей жизни он как ученый извлекал и обобщал знания тюремного быта. Свою первую научную работу "Картежные игры уголовников" опубликовал еще в лагере, в местной газете "Соловецкие острова". В 1935 году уже в Москве вышла его статья "Черты первобытного примитивизма воровской речи". "Первобытный примитивизм" был настолько неприемлем для него, что, по свидетельству родных, он мог выгнать из дома гостя, если тот хоть раз позволил себе высказаться на языке арго. В 1936 году с Лихачева были сняты все судимости, и он мог вернуться к своим исследованиям. С Институтом русской литературы в Ленинграде (Пушкинский Дом) жизнь Дмитрия Лихачева была связана больше 60 лет, он работал там до конца жизни, возглавляя Отдел древнерусской литературы. Коллеги говорили о поразительной гармонии Дмитрия Сергеевича. Это чувствуется и в этом телефильме, сценарий к которому написал он сам. Прогуливаясь по Петергофу, Ораниенбауму, Царскому Селу, Гатчине, учёный размышляет о том, как семантически связано садово-парковое искусство с творчеством поэтов, о соотношении искусств в каждой эпохе, об их "эстетическом климате". "Сады - это текст, - писал Лихачев, - читая который впитываешь не только воздух истории, но и поэзию пространства и природы".

    00:35
    "Поэзия садов". Рассказывает академик Дмитрий Лихачев. 1985

    Вступительное слово - Михаил Швыдкой, доктор искусствоведения, профессор.

    Дмитрий Сергеевич Лихачев - крупнейший в мире исследователь древнерусского языка и литературы, выдающийся ученый ХХ века, почти его ровесник, и беды столетия его не минули. Он родился в Петербурге, в Петрограде закончил университет в 1921 году и на пять лет был сослан на Соловки. Лагерный срок закончил на строительстве Беломорско-Балтийского канала. Из этого горького жестокого периода своей жизни он как ученый извлекал и обобщал знания тюремного быта. Свою первую научную работу "Картежные игры уголовников" опубликовал еще в лагере, в местной газете "Соловецкие острова". В 1935 году уже в Москве вышла его статья "Черты первобытного примитивизма воровской речи". "Первобытный примитивизм" был настолько неприемлем для него, что, по свидетельству родных, он мог выгнать из дома гостя, если тот хоть раз позволил себе высказаться на языке арго. В 1936 году с Лихачева были сняты все судимости, и он мог вернуться к своим исследованиям. С Институтом русской литературы в Ленинграде (Пушкинский Дом) жизнь Дмитрия Лихачева была связана больше 60 лет, он работал там до конца жизни, возглавляя Отдел древнерусской литературы. Коллеги говорили о поразительной гармонии Дмитрия Сергеевича. Это чувствуется и в этом телефильме, сценарий к которому написал он сам. Прогуливаясь по Петергофу, Ораниенбауму, Царскому Селу, Гатчине, учёный размышляет о том, как семантически связано садово-парковое искусство с творчеством поэтов, о соотношении искусств в каждой эпохе, об их "эстетическом климате". "Сады - это текст, - писал Лихачев, - читая который впитываешь не только воздух истории, но и поэзию пространства и природы".

О передаче

В линейке "XX век" собраны лучшие программы отечественного телевидения периода расцвета.

Страна и год

Россия, 2024

Другие развлекательные передачи