досуг

ХХ век

  • Культура

    Сегодня в 00:50"Поэзия садов". Рассказывает академик Дмитрий Лихачев. 1985
    Сегодня
    00:50
    "Поэзия садов". Рассказывает академик Дмитрий Лихачев. 1985

    Вступительное слово - Михаил Швыдкой, доктор искусствоведения, профессор.

    Дмитрий Сергеевич Лихачев - крупнейший в мире исследователь древнерусского языка и литературы, выдающийся ученый ХХ века, почти его ровесник, и беды столетия его не минули. Он родился в Петербурге, в Петрограде закончил университет в 1921 году и на пять лет был сослан на Соловки. Лагерный срок закончил на строительстве Беломорско-Балтийского канала. Из этого горького жестокого периода своей жизни он как ученый извлекал и обобщал знания тюремного быта. Свою первую научную работу "Картежные игры уголовников" опубликовал еще в лагере, в местной газете "Соловецкие острова". В 1935 году уже в Москве вышла его статья "Черты первобытного примитивизма воровской речи". "Первобытный примитивизм" был настолько неприемлем для него, что, по свидетельству родных, он мог выгнать из дома гостя, если тот хоть раз позволил себе высказаться на языке арго. В 1936 году с Лихачева были сняты все судимости, и он мог вернуться к своим исследованиям. С Институтом русской литературы в Ленинграде (Пушкинский Дом) жизнь Дмитрия Лихачева была связана больше 60 лет, он работал там до конца жизни, возглавляя Отдел древнерусской литературы. Коллеги говорили о поразительной гармонии Дмитрия Сергеевича. Это чувствуется и в этом телефильме, сценарий к которому написал он сам. Прогуливаясь по Петергофу, Ораниенбауму, Царскому Селу, Гатчине, учёный размышляет о том, как семантически связано садово-парковое искусство с творчеством поэтов, о соотношении искусств в каждой эпохе, об их "эстетическом климате". "Сады - это текст, - писал Лихачев, - читая который впитываешь не только воздух истории, но и поэзию пространства и природы".

    Завтра
    11:10
    "Товарищ цирк". Документальный фильм. Режиссер И. Сахарова. 1968

    Вступительное слово - Александр Калмыков, н.а. России, профессор Московского государственного института культуры, сценарист, продюсер, педагог.

    Молодое, динамичное, бесстрашное искусство цирка, как и любое другое искусство, тесно связано с историей и жизнью страны. Фильм рассказывает о становлении и развитии советского цирка в годы первых лет советской власти, гражданской войны, Великой Отечественной, оптимистичных послевоенных лет… Воссоздать это сложное и противоречивое время помогает уникальный кино-фотоархив, щедро используемый авторами. Создатели фильма демонстрируют, что советский цирк, приобретя новые, свойственные только ему черты, остался верен лучшим традициям дореволюционного отечественного цирка. Искусство цирка пришло в Россию в 17 веке: бродячие иностранные артисты демонстрировали ловкие трюки и веселили народ. В 18 веке в труппы стали собираться и русские артисты. Первые стационарные цирки появились в России в 19 веке. "Первопроходцами" стали братья Дмитрий, Аким и Петр Никитины - они открыли цирк в Пензе, потом в Саратове. В Петербурге стационарный цирк был торжественно открыт в 1877 году. Итальянец Чинизелли смог уговорить Александра Второго выделить под строительство цирка землю на набережной Фонтанки. Цирк этот существует и по сей день под названием Большой Санкт-Петербургский государственный цирк (или Цирк на Фонтанке). Московский цирк на Цветном бульваре был создан в 1880 году. Его основатель Альберт Саламонский был известен и как устроитель первых цирковых представлений для детей. На представления в цирк захаживали Лев Толстой, Александр Блок, Павел Флоренский… После революции цирки стали государственными, и первым из них стал цирк на Цветном бульваре.

    В 20-30 годы в советской России появилась собственная мастерская циркового искусства по подготовке артистов цирка, ставшая первым в мире государственным цирковым училищем… Надо отдать должное авторскому коллективу фильма - они представили огромное количество первоклассных цирковых трюков разных лет, исполнителями которых стали цирковые артисты, известные не только в нашей стране, но и "на всех пяти континентах: В. Дуров, Карандаш, Волжанские, О. Попов…", а также множество выступлений других артистов, без чьих головокружительных номеров и преданности своему искусству не было бы и сегодняшнего цирка. Авторы сценария фильма В. Васильев, И. Сахарова, А. Левин.

    00:30
    "Товарищ цирк". Документальный фильм. Режиссер И. Сахарова. 1968

    Вступительное слово - Александр Калмыков, н.а. России, профессор Московского государственного института культуры, сценарист, продюсер, педагог.

    Молодое, динамичное, бесстрашное искусство цирка, как и любое другое искусство, тесно связано с историей и жизнью страны. Фильм рассказывает о становлении и развитии советского цирка в годы первых лет советской власти, гражданской войны, Великой Отечественной, оптимистичных послевоенных лет… Воссоздать это сложное и противоречивое время помогает уникальный кино-фотоархив, щедро используемый авторами. Создатели фильма демонстрируют, что советский цирк, приобретя новые, свойственные только ему черты, остался верен лучшим традициям дореволюционного отечественного цирка. Искусство цирка пришло в Россию в 17 веке: бродячие иностранные артисты демонстрировали ловкие трюки и веселили народ. В 18 веке в труппы стали собираться и русские артисты. Первые стационарные цирки появились в России в 19 веке. "Первопроходцами" стали братья Дмитрий, Аким и Петр Никитины - они открыли цирк в Пензе, потом в Саратове. В Петербурге стационарный цирк был торжественно открыт в 1877 году. Итальянец Чинизелли смог уговорить Александра Второго выделить под строительство цирка землю на набережной Фонтанки. Цирк этот существует и по сей день под названием Большой Санкт-Петербургский государственный цирк (или Цирк на Фонтанке). Московский цирк на Цветном бульваре был создан в 1880 году. Его основатель Альберт Саламонский был известен и как устроитель первых цирковых представлений для детей. На представления в цирк захаживали Лев Толстой, Александр Блок, Павел Флоренский… После революции цирки стали государственными, и первым из них стал цирк на Цветном бульваре.

    В 20-30 годы в советской России появилась собственная мастерская циркового искусства по подготовке артистов цирка, ставшая первым в мире государственным цирковым училищем… Надо отдать должное авторскому коллективу фильма - они представили огромное количество первоклассных цирковых трюков разных лет, исполнителями которых стали цирковые артисты, известные не только в нашей стране, но и "на всех пяти континентах: В. Дуров, Карандаш, Волжанские, О. Попов…", а также множество выступлений других артистов, без чьих головокружительных номеров и преданности своему искусству не было бы и сегодняшнего цирка. Авторы сценария фильма В. Васильев, И. Сахарова, А. Левин.

    ср, 2 окт
    11:10
    "У микрофона Юрий Левитан". Документальный фильм. 1989

    Вступительное слово - Юрий Белкин, журналист, друг Ю.Б. Левитана . Имя легендарного диктора Всесоюзного радио Юрия Борисовича Левитана навсегда связано с Великой Отечественной войной. Люди в письмах к нему признавались, как его голос у микрофона придавал им силы и стойкости в тылу, храбрости и мужества в боях. Маршал Рокоссовский свидетельствовал: "Для фронтовиков голос Левитана был подобен целой дивизии, пришедшей в самый важный момент боя на помощь!". На Всесоюзное радио 17-летний паренек из Владимира пришел по объявлению - требовалось грамотно читать тексты у микрофона. Пробовал до этого поступать в кинотехникум (будущий ВГИК) - хотел быть артистом, но слишком окал, не взяли. Да и на радио тоже не хотели брать, если бы в приёмной комиссии не оказался знаменитый актер, чтец Василий Иванович Качалов (впоследствии Юрий Борисович будет учиться у прославленного мхатовца и дружить с ним до конца его жизни), который сразу отметил редкий тембр и силу голоса Левитана. В 30-е годы как-то ночью этот голос услышал Сталин. По радио в это время зачитывали передовицу завтрашнего номера газеты "Правда". Вождь немедленно позвонил председателю Радиокомитета и велел: его доклад к XVII съезду партии большевиков "прочитает по радио тот самый человек, который у вас там сейчас диктует передовицу "Правды". Мне нравится его голос". Левитан читал доклад 5 часов! Без единой ошибки! После этого хозяин Кремля приказал: "Теперь пускай все мои выступления и другие важнейшие тексты читает по радио именно этот человек!". Так из новичка-диктора, благодаря своим усердию и таланту, Левитан превратился в Главного диктора Советского Союза, первым в своей профессии получил звание Народного артиста СССР. Бесценными для Юрия Борисовича были слова Юрия Гагарина: "То, что именно вы читали сообщение по радио о моём полете, для меня награда, равная всем медалям и орденам. Не меньше!". В фильме о своей работе, о трагических минутах перед микрофоном 22 июня 1941 года рассказывает Юрий Левитан. О нем самом - его дочь.

О передаче

В линейке "XX век" собраны лучшие программы отечественного телевидения периода расцвета.

Страна и год

Россия, 2024

Другие развлекательные передачи