досуг

ХХ век

  • Культура

    Сегодня в 00:50"Поэзия садов". Рассказывает академик Дмитрий Лихачев. 1985
    вт, 24 сент
    00:50
    "Песни Марка Фрадкина". Фильм-концерт. 1977

    Вступительное слово - Диана Берлин, заслуженный журналист РФ, радиоведущая. "Трудно представить нашу жизнь, не согретую дыханием песни ... В песне - душа народа!.. Писать надо только то, что проходит через сердце", - так написал один из любимых в стране композиторов Марк Фрадкин, и слова эти, собственно, составили его творческое кредо. Будучи выдающимся мелодистом, он очень требовательно относился к тексту. Любил поэзию, ценил поэтов-шестидесятников, особенно выделял стихи Р. Рождественского. В детстве будущий Мэтр отечественной эстрадной песни о карьере композитора не мечтал. Любил технику, работал инженером на швейной фабрике, а параллельно занимался в драмкружке и даже поступил в труппу одного из белорусских театров. Это ему тоже очень нравилось, и он решил получить профессиональное образование в Ленинградском театральном училище (ныне Российский государственный институт сценических искусств). Кстати, именно тогда он пробовал писать песни к студенческим постановкам. Потом стал работать в Минском ТЮЗе и одновременно поступил в Белорусскую консерваторию на композиторское отделение. В 1939 был мобилизован в Красную армию, а в начале Великой Отечественной получил назначение в Ансамбль песни и пляски Юго-Западного фронта. Вместе с бригадой артистов в качестве дирижера и аккордеониста выступал на передовой, в госпиталях. В эти годы произошла судьбоносная для Фрадкина встреча с молодым поэтом Е. Долматовским. Написанные начинающими авторами "Песня о Днепре" (1941) и "Случайный вальс" (1943) сразу полюбили на фронте и в тылу. За цикл военных песен Фрадкин был представлен к высокой Государственной награде - в 1943 году ему вручают орден Красного Знамени. Марк Григорьевич много писал для кино - более чем в пятидесяти фильмах звучит его музыка.

    А песни, как говорят, "ушли в народ" - "За фабричной заставой", "Комсомольцы-добровольцы", "А годы летят ...", "На тот большак, на перекресток...", "Течет река Волга", "Прощайте голуби", "За того парня...", "Морзянка" ...Большой художник, он был невероятно самокритичен и требователен к себе. Близко знавший композитора народный артист СССР Василий Лановой рассказывал, что у Фрадкина были песни, которые он так и не решился вынести на суд публики. "При жизни он носил высокое звание Народного артиста СССР, стал Народным композитором и продолжает им оставаться и после своей смерти"...

    В фильме-концерте Марк Григорьевич рассказывает любопытные истории, связанные с рождением своих песен, а звучат они в исполнении Академического дважды Краснознаменного им. Александрова ансамбля песни и пляски Советской Армии, Академического Большого хора Центрального телевидения и Всесоюзного радио, вокально-инструментальных ансамблей "Пламя" и "Самоцветы", солистов Л. Зыкиной, В. Левко, Л. Утесова, Л. Сенчиной, Л. Лещенко, В. Трошина.

    Сегодня
    00:50
    "Поэзия садов". Рассказывает академик Дмитрий Лихачев. 1985

    Вступительное слово - Михаил Швыдкой, доктор искусствоведения, профессор.

    Дмитрий Сергеевич Лихачев - крупнейший в мире исследователь древнерусского языка и литературы, выдающийся ученый ХХ века, почти его ровесник, и беды столетия его не минули. Он родился в Петербурге, в Петрограде закончил университет в 1921 году и на пять лет был сослан на Соловки. Лагерный срок закончил на строительстве Беломорско-Балтийского канала. Из этого горького жестокого периода своей жизни он как ученый извлекал и обобщал знания тюремного быта. Свою первую научную работу "Картежные игры уголовников" опубликовал еще в лагере, в местной газете "Соловецкие острова". В 1935 году уже в Москве вышла его статья "Черты первобытного примитивизма воровской речи". "Первобытный примитивизм" был настолько неприемлем для него, что, по свидетельству родных, он мог выгнать из дома гостя, если тот хоть раз позволил себе высказаться на языке арго. В 1936 году с Лихачева были сняты все судимости, и он мог вернуться к своим исследованиям. С Институтом русской литературы в Ленинграде (Пушкинский Дом) жизнь Дмитрия Лихачева была связана больше 60 лет, он работал там до конца жизни, возглавляя Отдел древнерусской литературы. Коллеги говорили о поразительной гармонии Дмитрия Сергеевича. Это чувствуется и в этом телефильме, сценарий к которому написал он сам. Прогуливаясь по Петергофу, Ораниенбауму, Царскому Селу, Гатчине, учёный размышляет о том, как семантически связано садово-парковое искусство с творчеством поэтов, о соотношении искусств в каждой эпохе, об их "эстетическом климате". "Сады - это текст, - писал Лихачев, - читая который впитываешь не только воздух истории, но и поэзию пространства и природы".

    Завтра
    11:10
    "Товарищ цирк". Документальный фильм. Режиссер И. Сахарова. 1968

    Вступительное слово - Александр Калмыков, н.а. России, профессор Московского государственного института культуры, сценарист, продюсер, педагог.

    Молодое, динамичное, бесстрашное искусство цирка, как и любое другое искусство, тесно связано с историей и жизнью страны. Фильм рассказывает о становлении и развитии советского цирка в годы первых лет советской власти, гражданской войны, Великой Отечественной, оптимистичных послевоенных лет… Воссоздать это сложное и противоречивое время помогает уникальный кино-фотоархив, щедро используемый авторами. Создатели фильма демонстрируют, что советский цирк, приобретя новые, свойственные только ему черты, остался верен лучшим традициям дореволюционного отечественного цирка. Искусство цирка пришло в Россию в 17 веке: бродячие иностранные артисты демонстрировали ловкие трюки и веселили народ. В 18 веке в труппы стали собираться и русские артисты. Первые стационарные цирки появились в России в 19 веке. "Первопроходцами" стали братья Дмитрий, Аким и Петр Никитины - они открыли цирк в Пензе, потом в Саратове. В Петербурге стационарный цирк был торжественно открыт в 1877 году. Итальянец Чинизелли смог уговорить Александра Второго выделить под строительство цирка землю на набережной Фонтанки. Цирк этот существует и по сей день под названием Большой Санкт-Петербургский государственный цирк (или Цирк на Фонтанке). Московский цирк на Цветном бульваре был создан в 1880 году. Его основатель Альберт Саламонский был известен и как устроитель первых цирковых представлений для детей. На представления в цирк захаживали Лев Толстой, Александр Блок, Павел Флоренский… После революции цирки стали государственными, и первым из них стал цирк на Цветном бульваре.

    В 20-30 годы в советской России появилась собственная мастерская циркового искусства по подготовке артистов цирка, ставшая первым в мире государственным цирковым училищем… Надо отдать должное авторскому коллективу фильма - они представили огромное количество первоклассных цирковых трюков разных лет, исполнителями которых стали цирковые артисты, известные не только в нашей стране, но и "на всех пяти континентах: В. Дуров, Карандаш, Волжанские, О. Попов…", а также множество выступлений других артистов, без чьих головокружительных номеров и преданности своему искусству не было бы и сегодняшнего цирка. Авторы сценария фильма В. Васильев, И. Сахарова, А. Левин.

О передаче

В линейке "XX век" собраны лучшие программы отечественного телевидения периода расцвета.

Страна и год

Россия, 2024

Другие развлекательные передачи