досуг

ХX век

  • Культура

    Сегодня в 11:10"Рассказы про Петра Капицу". Документальный фильм. 1979
    Сегодня
    11:10
    "Рассказы про Петра Капицу". Документальный фильм. 1979

    В 12 лет будущего лауреата Нобелевской премии по физике "исключили из кронштадтской гимназии за неуспеваемость". Так, не скрывая, пишет Пётр Капица в автобиографии. А в 35 лет, в 1929 году, он уже - действительный член Королевского Английского общества. Такой чести удостаивались только выдающиеся учёные. В Англии Капица жил с 1921 года, куда был отправлен на стажировку по ходатайству своего учителя Абрама Иоффе - "отца советской физики". Блестящая защита докторской диссертации в Кембридже в 1923 году обеспечивает ему высочайший авторитет в научной среде. Великий английский физик Эрнест Резерфорд отныне называет Капицу "экспериментатором от Бога". Хотя сначала Резерфорд не принимал русского учёного в свою переполненную уже Кавендишскую лабораторию, и только остроумный вопрос, заданный молодым ученым гению-физику, определил дальнейшую судьбу Капицы. Специально для Петра Леонидовича при Кембриджском университете в 1933 году построили отдельную современную лабораторию - Мондовская. Жизнь в Англии благоприятствовала не только научным достижениям. Он обрёл вторую семью после трагической гибели первой в России. Но в 1934 году, приехав в Ленинград для чтения лекций, как Капица делал в последние два года, он уже не смог вернуться в Англию. Решением Совета народных комиссаров СССР его назначают директором Института физических проблем, который должен был быть создан в конце года. В конце 70-х, когда делался этот фильм, невозможно было говорить правду: что фактически знаменитого физика насильно оставили в СССР, что оказавшись в Ленинграде без семьи, без своей лаборатории, без общения (старые знакомые избегали встреч с ним, жгли его письма), Капица мучительно переживал этот период. В марте 1935 года он напишет жене: "Мне все больше и больше кажется, что я совсем одинок, и не будет удивительно, если меня растерзают и заклюют, но всё же не могу изменить свою позицию. Оказывается, меня не так-то легко запугать. Я боюсь только одной вещи… - это щекотки, и пока меня не начнут щекотать, я не сдам позиции". Сохранять чувство юмора даже в самых драматичных ситуациях было в духе Капицы, о чем рассказывают в фильме его ученики, коллеги. "Жизнь - непостижимая штука. Я думаю, люди никогда не сумеют разобраться в человеческой судьбе, особенно такой сложной, как моя", - писал Пётр Леонидович. Авторы этой документальной ленты рискнули распутать этот сложный клубок событий жизни великого учёного и легендарного человека. В фильме участвуют: Пётр Капица, профессор Игорь Раткевич, один из первых выпускников МФТИ, академик Андрей Боровик-Романов, английский физик Дэвид Шёнберг, академик Юлий Харитон.

    01:00
    "Рассказы про Петра Капицу". Документальный фильм. 1979

    В 12 лет будущего лауреата Нобелевской премии по физике "исключили из кронштадтской гимназии за неуспеваемость". Так, не скрывая, пишет Пётр Капица в автобиографии. А в 35 лет, в 1929 году, он уже - действительный член Королевского Английского общества. Такой чести удостаивались только выдающиеся учёные. В Англии Капица жил с 1921 года, куда был отправлен на стажировку по ходатайству своего учителя Абрама Иоффе - "отца советской физики". Блестящая защита докторской диссертации в Кембридже в 1923 году обеспечивает ему высочайший авторитет в научной среде. Великий английский физик Эрнест Резерфорд отныне называет Капицу "экспериментатором от Бога". Хотя сначала Резерфорд не принимал русского учёного в свою переполненную уже Кавендишскую лабораторию, и только остроумный вопрос, заданный молодым ученым гению-физику, определил дальнейшую судьбу Капицы. Специально для Петра Леонидовича при Кембриджском университете в 1933 году построили отдельную современную лабораторию - Мондовская. Жизнь в Англии благоприятствовала не только научным достижениям. Он обрёл вторую семью после трагической гибели первой в России. Но в 1934 году, приехав в Ленинград для чтения лекций, как Капица делал в последние два года, он уже не смог вернуться в Англию. Решением Совета народных комиссаров СССР его назначают директором Института физических проблем, который должен был быть создан в конце года. В конце 70-х, когда делался этот фильм, невозможно было говорить правду: что фактически знаменитого физика насильно оставили в СССР, что оказавшись в Ленинграде без семьи, без своей лаборатории, без общения (старые знакомые избегали встреч с ним, жгли его письма), Капица мучительно переживал этот период. В марте 1935 года он напишет жене: "Мне все больше и больше кажется, что я совсем одинок, и не будет удивительно, если меня растерзают и заклюют, но всё же не могу изменить свою позицию. Оказывается, меня не так-то легко запугать. Я боюсь только одной вещи… - это щекотки, и пока меня не начнут щекотать, я не сдам позиции". Сохранять чувство юмора даже в самых драматичных ситуациях было в духе Капицы, о чем рассказывают в фильме его ученики, коллеги. "Жизнь - непостижимая штука. Я думаю, люди никогда не сумеют разобраться в человеческой судьбе, особенно такой сложной, как моя", - писал Пётр Леонидович. Авторы этой документальной ленты рискнули распутать этот сложный клубок событий жизни великого учёного и легендарного человека. В фильме участвуют: Пётр Капица, профессор Игорь Раткевич, один из первых выпускников МФТИ, академик Андрей Боровик-Романов, английский физик Дэвид Шёнберг, академик Юлий Харитон.

    Завтра
    11:10
    150 лет со дня рождения Николая Рериха. "Рерих". Документальный фильм. 1982

    Вступительное слово - Олег Шишкин, писатель, телеведущий. Николай Константинович Рерих - русский художник с мировым именем, сценограф, философ, мистик, писатель, путешественник, археолог, составивший первое международное соглашение о защите культурных ценностей. Его картины, а их более семи тысяч, разбросаны по коллекциям всего мира. В 1974 году к столетию Николая Рериха в Москве и Ленинграде прошли выставки его работ, их увидели, по статистике, около восьмисот тысяч человек. Эти экспозиции представлял сын Н. Рериха Святослав Николаевич. Он и в этом фильме рассказывает о своем отце, который был для него "мудрым наставником", и связывало их не только ближайшее родство, но "именно тождество мысли". С 1936 года Николай Рерих жил безвыездно в предгорьях Гималаев, в долине Куллу. Он написал несколько сотен очерков под общим названием "Моя жизнь. Листы дневника", выдержки из которых, как и его картины, легли в основу этой ленты. Путь к этому фильму, по словам режиссера Юрия Белянкина, был долгим, сложным. Он знал, что Николай Константинович любил повторять слова греческого философа Оригена: "Глазами сердца мы видим".

    Режиссер: признавался, что "открыть это второе, основное зрение и сохранить его до конца работы" было самым трудным. Но съёмочная группа будто чувствовала, что "сам Рерих помогает". Им удалось найти кинохронику, в существование которой никто не верил. Это были чудом сохранившиеся кинокадры, запечатлевшие художника. Текст от автора читают Иннокентий Смоктуновский и Наталья Балушкова.

    чт, 10 окт
    01:05
    "Александр Трифонович Твардовский". 1976

    Вступительное слово - Павел Крючков, зам. главного редактора - зав. отделом поэзии журнала "Новый мир". Программа о творчестве выдающегося русского, советского поэта, писателя-фронтовика, главного редактора журнала "Новый мир", создателя легендарного "Василия Теркина" Александра Трифоновича Твардовского. Строгий ценитель литературных успехов в России писатель Иван Бунин пишет в эмиграции: "Периодом духовного подъема была война со всеми ее ужасами. Она дала прекрасные образцы творчества, из которых на первое место я ставлю "Василия Теркина" - гениальную поэму, воплотившую дух нации в роковой момент истории". Родился ее автор в 1910 году в крестьянской семье на хуторе Загорье Смоленской губернии. Он рано почувствовал свое призвание: "Хорошо помню, что первое мое стихотворение, обличающее моих сверстников, разорителей птичьих гнезд, я пытался записать, еще не зная всех букв алфавита..." В 1936 году, когда молодому поэту исполнилось всего 26 лет, вышла в свет его поэма "Страна Муравия", получившая высокую оценку и читателей, и коллег по поэтическому цеху. Александр переезжает в Москву, поступает на третий курс в МИФЛИ. Встретивший его С. Я. Маршак произносит "пророческие" слова: "Я давно ждал появления такого поэта, и вот Вы пришли". Понравилась "Страна Муравия" и самому Сталину. Как итог - присуждение Твардовскому Сталинской премии (1941), которую писатель передаст в помощь фронту... Биография Александра Трифоновича неразрывно связана с историей и событиями в стране. Участника Финской и Великой Отечественной войн до последних лет жизни не оставляет эта трагическая тема. Весной и летом 42 года он дописывает главы "Василия Теркина" - уже в сентябре 1942 года начинается их публикация в "Красноармейской правде". Она присутствует и в более поздних поэмах "Дом у дороги", "За далью - даль", не говоря уже о пронзительных стихах "В тот день, когда окончилась война", "Я убит подо Ржевом", "Я знаю, никакой моей вины...

    " и во многих других. В 1950 году Твардовский назначен главным редактором журнала "Новый мир", где собрался "звездный коллектив" - писатели В. Катаев, К. Федин, М. Шолохов... Благодаря Твардовскому и его журналу свет увидели произведения Р. Гамзатова, К. Ваншенкина, В. Астафьева, В. Богомолова, В. Шукшина. "Новый мир" становится символом "шестидесятников". В журнале печатаются произведения В. Быкова, Ф. Абрамова, Ю. Домбровского, Ю. Трифонова, Б. Можаева, А. Солженицына... Путь главного редактора центрального литературно-художественного журнала страны был весьма неоднозначен. В первый раз Твардовского освободили от должности в 1954 году. В 1958 году после встречи с Хрущевым он возвращается в журнал и руководит им в течение 12 лет. В 1970 году Твардовский вынужденно уходит из журнала сам в связи с "изменением ситуации в стране"... В 1971 году его не стало. Федор Абрамов писал: "Александр Трифонович Твардовский - это история нашего общества. Понять Твардовского - понять эпоху во всем ее драматизме, сложностях и противоречивости"... О жизни и творчестве поэта, о своих встречах с ним рассказывает писатель Константин Симонов. Стихи и отрывки из писем Твардовского читает Михаил Ульянов.

    Режиссер: передачи Д. Чуковский, оператор М. Голдовская.

О передаче

В линейке "XX век" собраны лучшие программы отечественного телевидения периода расцвета.

Страна и год

Россия, 2024

Другие развлекательные передачи