Григорий Р
СвоёТВ
13 нояб в 15:45ср, 13 нояб
O сериале
Григория Распутина убили в декабре 1916 года, а в феврале 1917-го в России рухнуло самодержавие. По указу Временного правительства следователь Генрих Иванович Свиттен должен найти доказательства того, что Распутин был безбожником, погубившим Россию. Следователь допрашивает более ста пятидесяти человек, которые знали Распутина, отсеивая при этом слухи и домыслы о его деяниях. Результаты расследования оказываются далеко не такими однозначными, как хотелось бы высокому начальству Свиттена...
Подробная информация.
Распутина убили в декабре 1916 года, а через два месяца, в феврале 1917 года, в России рухнуло самодержавие. По указу Временного правительства была создана государственная комиссия по расследованию убийства "старца". Следователь Генрих Николаевич Свиттен допросил более ста пятидесяти человек, проходящих в качестве свидетелей по этому делу. И вот что удивительно: все, с кем бы он ни говорил, независимо от личных симпатий-антипатий, сходились в одном - Григорий Распутин был человеком незаурядным. Этому "малограмотному мужику" с темным прошлым каким-то невероятным образом удавалось оказывать невиданное влияние на членов царской семьи и на курс государственной политики.
Свиттен по крупицам собирал не только информацию о той страшной ночи, когда произошло убийство Распутина, но и факты из его жизни. Следователь отсеивал все слухи и домыслы о "деяниях старца", чтобы попытаться сложить реальную картину: кем же был на самом деле могущественный временщик Григорий Ефимович Распутин?
Андрей Малюков, режиссер: "Мне интересно посмотреть на Распутина с точки зрения правды. Ведь получилось так, что при жизни про него насочиняли горы макулатуры. И произошло это по одной простой причине - высказать всероссийскому императору все, что хотели. Это было невозможно, преследовалось уголовно. Поэтому накопившееся, всю эту черноту и грязь, выливали на Распутина, потому что на него - можно. Когда же начинаешь перебирать, как бусинки, факты, выясняется, что ничего из придуманного о "великом старце" и в помине не было. И если отшелушить и оставить в чистом остатке то, что он реально сделал, выясняется, что это был человек, искренне болевший за Российскую империю, за царя, за царицу, категорически выступавший против войны. Вот его посылы. По сухому остатку это был человек с большим знаком "плюс". И с такой трагической судьбой.
Наша история распадается на две параллельные линии - Распутина и следователя Свиттена, которому Керенский поручает разобраться в убийстве старца и параллельно найти доказательства всех его "грехов". Но за время расследования этого уголовного преступления Свиттен от ярой ненависти к Георгию Ефимовичу приходит к тому, что требует от Керенского привлечь его убийц к суду. Ему не удается найти ничего такого, что бы он мог положить в обвинение Распутину.
Документов о том времени, о Распутине много, и они все известны. Есть историки, которые этим занимаются, и мы с ними общаемся. На нашей площадке постоянно находится исторический консультант. Также есть человек, который консультировал нас с точки зрения православия. И это было очень важно, поскольку к фигуре Распутина у церкви, точнее, у ее иерархов, непростое отношение.
Года четыре назад Эдуард Володарский дал мне почитать первый вариант "Распутина". И у нас с продюсером "Марс Медиа" Рубеном Дишдишяном состоялся разговор, на котором я сказал: "Начинать такое кино без актера - невозможно. Если вам удастся вытащить из Америки Володю Машкова, тогда можно пробовать". Я все время в работе, знаю нашу актерскую братию и понимаю, что не так много людей, которые могли бы такое сыграть. И про Машкова сразу подумал. Продюсеру удалось Володю вытащить в Москву, и мы снова встретились в кабинете у Рубена.
Машков заинтересовался ролью, а сейчас - просто горит ею. Я на него иногда с осторожностью смотрю. Он шутит: "Во мне подселенец". Энергия, которая из него исходит, велика и, к счастью, она передается в кадр.
"Григорий Р." - уже третья моя картина с Володей, мы друг друга знаем и, надеюсь, чувствуем. Помню, я был уже маститый режиссер, когда пришел в институт и увидел его в студенческой работе. И должен сказать, что с тех пор он сильно развился и продвинулся вперед. Володя сегодняшний и тогдашний - два разных Машкова. Он постигает профессию до конца, вычерпывает до донышка.
Катя Климова, которая играет Вырубову, снимается во всех моих картинах, я ее как талисманчик с собой таскаю. Про Ингеборгу думал, рассчитывал, надеялся - и случилось. На "Григории Р." главной проблемой как раз оказалось свести всех наших замечательных актеров на одной площадке. Но нам удалось и это".
Екатерина Климова, актриса: "При подготовке к роли все, что возможно прочитать по этому поводу, сходить в музей, пообщаться с консультантами, задать вопросы - было мной сделано. Другой вопрос, что все равно у нас в картине есть определенная трактовка. Я играю персонажа в конкретном ракурсе нашего взгляда на эту историю.
Роль непростая, у меня по ходу фильма есть возрастные изменения. Ведь именно из уст Вырубовой, сидящей в тюрьме, мы доносим историю Распутина. Фактически, она единственная, кто пережил все это, что рассказывает на допросе у Свиттена.
Я очень благодарна, что эта роль ко мне пришла именно сейчас, именно в этом возрасте. Это такой шанс попробовать себя!
Распутин у нас не еретик, не отступник, не ловелас. Он - старец, чудотворец. И я играю женщину, которая верует в него. И ее чувство к нему - это больше, чем любовь женщины к мужу, сыну, брату. У нее сложная судьба, и смысл ее жизни в том, чтобы быть его последовательницей.
У нас был серьезный подготовительный период. Важно, что все костюмы отшивались. Они сделаны качественно по старинным лекалам, правдоподобные, и это помогает в работе.
Как Александра Федоровна, переживающая за своего сына, допустила во дворец, грубо говоря, мужика? Как мать я ее прекрасно понимаю: когда болеют дети, и ни антибиотики, ни гомеопаты - ничто не помогает, ты хватаешься за любой шанс, любую возможность. Но я думаю, что Распутину действительно было дано что-то свыше".
Ингеборга Дапкунайте, актриса: "Мы играем данную историю и рассказываем ее так, как она написана автором. Я могу очень много читать исторических фактов про свою героиню, но для сценария могут понадобиться только такие факты, а не другие. Я второй раз играю Александру Федоровну. Любопытно, что в первой истории использовались совершенно иные качества характера императрицы. В этой - другие".
Павел Корнаков, исторический консультант, работает в кино с 1971 года. В его фильмографии: "Звезда пленительного счастья" Владимира Мотыля, "Красные колокола" Сергея Бондарчука, "Узник замка Иф" Георгия Юнгвальда-Хилькевича: "Я присутствую на съемочной площадке и отслеживаю все, начиная от правильности костюма, до правильности соблюдения этикета - дворцового, военного. Вплоть до того, как должны себя вести официанты в ресторане, как наливать и подавать вино. Мы приглашаем на съемки настоящих официантов, а у них уже нет той школы.
Я, как профессиональный историк, привык опираться на первоисточники, на факты. Сейчас все документы по Распутину открыты, а раньше приходилось верить мифам, легендам, сказкам, в том числе дневнику Вырубовой, который теперь является доказанной фальсификацией. Абсолютно достоверный дневник Вырубовой опубликован только в 2012 году.
Есть много достоверных воспоминаний, есть реальный отчет следователя Руднева, прототипа героя Свиттена, который занимался исключительно тем, чем занимается и персонаж Андрея Смолякова. Этот источник лежит в основе сценария.
Наша картина будет первой, которая работает по этим документам. Распутин в ней - совершенно новый и первый наиболее достоверный образ в истории кино.
Распутин был со всеми на "ты". Никому не грубил. Вел себя как у себя дома в любой обстановке. И Владимир Машков, очевидно, то ли интуитивно, то ли прочитав первоисточники, именно так себя и ведет. Просто диву даешься, как просто у него и естественно это получается. Иногда читаешь текст сценария и не понимаешь, как это можно сыграть! А он приходит на площадку, и у него это получается с первого дубля. Для меня это секрет. Он удивляет".
Цитаты и факты:
Съемки сериала начались в Санкт-Петербурге в конце апреля 2013 года и продлились до конца июля, затем группа уехала в экспедицию в Новгород. Затем сделан перерыв на несколько месяцев и в феврале работа над фильмом возобновилась: за несколько дней досняли зимнюю натуру и эпизод убийства и утопления Распутина.
В Санкт-Петербурге у "Григорий Р." более 20 комплексных объектов, где проходили съемки. Елагин дворец, где снимали дворцовые интерьеры; Царское село, где снимали кабинет Николая II и парк. Дом ученых, Дом пионеров, Дом-музей Державина, особняк Нейгарта, Домик Петра.
Для натурных съемок были выбраны: Летний сад, канал Грибоедова, Фонтанка, Тифлисский переулок, вокруг которого под "Григория Р." оцепили несколько кварталов.
Два дня съемки проходили под Питером в музее деревянного зодчества "Невский лесопарк", где были сняты сцены ярмарки и выстроен двор Ахмеда.
Съемки в Новгороде длились девять дней и проходили на двух основных комплексных объектах - Антониевом монастыре и музее народного деревянного зодчества "Витославлицы".
В Новгород было доставлено два микроавтобуса с реквизитом и семиметровая фура с обстановочным реквизитом. Кареты и пролетки, прялка, горшки, кувшины, корзины, крынки, бутылки.
В новгородских съемках приняли участие местные гуси, козы и утки. А вот корову и двух свиней пришлось везти из Питера, поскольку никто из жителей Новгорода не хотел расставаться со своим домашним скотом, особенно, с коровой, у которых в тот момент был дойный сезон. Естественно, животные помучили съемочную группу. То свинья наотрез отказывалась заходить в сарай, и пришлось ей одевать на голову ведро и тянуть в помещение за хвост. То куры разбегались по всему музею-заповеднику, и их ловила вся съемочная группа. И уж никто не мог объяснять гусям, что им надо постоять в кадре не полторы минуты, а час.
Получить разрешение на съемки в церквях и монастырях очень сложно. Существует распоряжение Патриарха с большой осторожностью пускать съемочные группы, любые, не зависимо от тематики фильма. Церковь не приветствует съемки фильмов про Распутина на своей территории. С этим столкнулась еще французская группа "Распутина", где снимался Жерар Депардье. "Григорий Р." Андрея Малюкова сталкивается с той же проблемой. Едва узнав, о ком снимается кино, священники отказывали съемочной группе.
После отказа было решено снимать в Антониевом монастыре, основанном в 1117 году и относящемуся к архитектурным памятникам Великого Новгорода. Здесь уже нет монастыря, поэтому съемочная группа никому не помешала. Снимали в соборе Рождества Богородицы, где не ведутся службы - это музей. И у каменной стены, окружающей монастырь. Вокруг нее художники-постановщики возвели за два с половиной дня уникальную декорацию "строительных лесов", которые не касались ни крыши, ни самой стены, чтобы не повредить памятник архитектуры. По сюжету, Распутин и послушник Денис (актер Игорь Лепихин) ведут ремонт монастырской крыши, и Денис срывается вниз.