ХX век
Культура
18 нояб в 12:10•"Страницы современной хореографии". 1983чт, 14 ноябВст. слово - Е.Додолев, советский и российский журналист, телеведущий. "Папа" Штирлица, как шутливо себя называл Ю.Семенов, автор сценария телевизионного многосерийного фильма "Семнадцать мгновений весны", прославленный советский писатель, мастер детективного политического жанра, во время встречи с читателями-поклонниками раскрывает не очень известные факты своей биографии, впускает зрителей в свою творческую лабораторию. На этой же встрече Ю.Семенов открыл для многих имя тогда еще девятилетнего вундеркинда, поэта Ники Турбиной, которая трагически погибла в 28 лет в нулевых годах.
пн, 18 ноябВступительное слово - Ирина Дешкова, историк балета. "Если у танца есть будущее, а я знаю, что оно есть, - и великое! - то именно в постоянном контакте людей всех стран, континентов и рас кроются его жизненные силы", - писал выдающийся хореограф ХХ века, французский танцовщик, театральный и оперный режиссер Морис Бежар. Этот выпуск программы из цикла ЦТ "Искусство балета" ведет хореограф Азарий Плисецкий, заслуженный артист РСФСР, представитель династии Плисецких-Мессерер. Он три года работал как педагог в труппе классического танца Мориса Бежара и замечал, что "Бежар всегда ставил набело". Мог сделать балет из танцевального номера по случаю, а иные постановки вызревали годами, как признавался сам Бежар. Он ставил спектакли "Айседора" и "Болеро" специально для Майи Плисецкой, "Петрушку" И. Стравинского для Владимира Васильева. А ради Екатерины Максимовой хореограф восстановил спектакль "Ромео и Юлия", который не шел в репертуаре его труппы "Балет ХХ века" уже несколько лет. Встречу с Бежаром Е. Максимова называла "большим творческим счастьем", а сам хореограф был признателен первым трем советским танцовщикам, которые, как он выражался, "доверились ему". Гастроли "Балета ХХ века" впервые прошли в Москве летом 1978 года, публика увидела спектакли "Ромео и Юлия" с Максимовой и "Петрушку" с Васильевым. Прием в СССР, по словам Бежара, "был потрясающим, очень внимательным и очень сердечным". Ему предложили ставить балеты в Большом театре. Бежар любил музыку Игоря Стравинского и хотел поставить "Концерт для скрипки" и "Симфонию", но в Большом ответили, что предпочли бы постановку "Девятой симфонии" Бетховена, что для Бежара было уже пройденным этапом, - именно так в его хореографическом представлении десять лет назад, в 1968 году, открывались летние Олимпийские игры в Мехико. Официальное сотрудничество с театром тогда не состоялось. Но продолжилось в репертуаре советских танцовщиков.
К счастью, эти номера сохранились на пленке, благодаря Гостелерадио СССР. Балетные композиции в постановке М. Бежара вы увидите в исполнении: Е. Максимовой и В. Васильева, Г. Шляпиной и А. Горбацевича, Н. Большаковой и В. Гуляева. "Танец пробуждает - а какой век больше нуждается в пробуждении?" - этот вопрос Бежар задавал в каждом своем новом спектакле.
Вступительное слово - Светлана Кайдаш-Лакшина, писатель, вдова Владимира Лакшина. Владимир Яковлевич Лакшин - литературовед, доктор филологических наук, знаток отечественной литературы XIX-XX веков. Автор известных книг "Толстой и Чехов", "А. Н. Островский", работ, посвященных А. Пушкину, Ф. Достоевскому, И. Бунину, М. Булгакову и другим, Лакшин считал русскую литературу и культуру "государствообразующими, столпами национальной жизни". Он работал в "Литературной газете", был соратником и первым заместителем Александра Твардовского в "Новом мире", возглавлял журнал "Иностранная литература". А еще он был удивительно обаятельным и артистичным человеком. Выросший в театральной семье, он прекрасно пел, виртуозно владел гитарой. Глубокие знания и природный артистизм помогли ему в создании ряда уникальных телевизионных фильмов, посвященных классикам русской литературы. В первой серии фильма "Мастер. Михаил Булгаков" речь идет о создании романа "Белая гвардия" и о родном для Булгакова Киеве... В фильме заняты народные артисты СССР Юрий Яковлев, Олег Борисов, Марк Прудкин, артисты Д. Козин, Е. Романова.
О передаче
В линейке "XX век" собраны лучшие программы отечественного телевидения периода расцвета.