досуг

ХX век

  • Культура

    18 нояб в 12:10"Страницы современной хореографии". 1983
    пн, 11 нояб
    12:10
    "Андрей Попов". Телефильм. Режиссер Н.Кузнецов. 1965

    Вступительное слово - Борис Морозов, театральный режиссер, ученик А. Попова.

    Народного артиста СССР, главного режиссера Центрального театра Советской армии (1963 - 1973), профессора Андрея Алексеевича Попова судьба наделила превосходными внешними данными, фактурой, обаянием, артистизмом, благородством. Коллеги относились к своему партнеру по сцене и руководителю труппы с огромным пиететом. Народная артистка СССР Людмила Касаткина вспоминала молодого Попова: "Андрюша, несмотря на свой огромный рост, был легок, воздушен и совершенно по-детски непосредственен" … За 30 лет служения этому театру Андрей Попов был занят более чем в 30 спектаклях. Однако, волею судеб, он вынужден был покинуть свой "родной дом", ЦТСА, и последние 10 лет жизни играл во МХАТе и преподавал в ГИТИСе. Был он невероятно востребован и в отечественном кинематографе. На его счету более 40 работ в кино. Кинорежиссер Татьяна Лиознова отмечала: "Андрей Алексеевич был человеком не только ярким и интересным, но и мягким, деликатным. И успехи, которые в огромном количестве выпадали на его долю, не меняли этой замечательной человеческой сущности. Он оставался таким, каким был он на самом деле: интеллигентным, доброжелательным, тонким. Я это особенно чувствовала по прошествии лет, когда звонила иногда ему по телефону и слышала один только голос. И тут как бы задним числом высвечивалась для меня фигура Андрея Алексеевича Попова …". Телефильм о творчестве артиста был снят в 1965 году - в годы расцвета его таланта. Беседу с ним ведет театральный критик Евгений Сурков. Включены сцены из спектаклей ЦТСА: "Океан" по пьесе А. Штейна, "Пархоменко" по пьесе Вс. Иванова, "Учитель танцев" по пьесе Лопе де Вега, "Ревизор" по пьесе Н. В. Гоголя, "Вишневый сад" по пьесе А. П. Чехова; фрагменты фильмов "Челкаш", "Отелло", "Шведская спичка", "Укрощение строптивой", "Поединок".

    пн, 18 нояб
    12:10
    "Страницы современной хореографии". 1983

    Вступительное слово - Ирина Дешкова, историк балета. "Если у танца есть будущее, а я знаю, что оно есть, - и великое! - то именно в постоянном контакте людей всех стран, континентов и рас кроются его жизненные силы", - писал выдающийся хореограф ХХ века, французский танцовщик, театральный и оперный режиссер Морис Бежар. Этот выпуск программы из цикла ЦТ "Искусство балета" ведет хореограф Азарий Плисецкий, заслуженный артист РСФСР, представитель династии Плисецких-Мессерер. Он три года работал как педагог в труппе классического танца Мориса Бежара и замечал, что "Бежар всегда ставил набело". Мог сделать балет из танцевального номера по случаю, а иные постановки вызревали годами, как признавался сам Бежар. Он ставил спектакли "Айседора" и "Болеро" специально для Майи Плисецкой, "Петрушку" И. Стравинского для Владимира Васильева. А ради Екатерины Максимовой хореограф восстановил спектакль "Ромео и Юлия", который не шел в репертуаре его труппы "Балет ХХ века" уже несколько лет. Встречу с Бежаром Е. Максимова называла "большим творческим счастьем", а сам хореограф был признателен первым трем советским танцовщикам, которые, как он выражался, "доверились ему". Гастроли "Балета ХХ века" впервые прошли в Москве летом 1978 года, публика увидела спектакли "Ромео и Юлия" с Максимовой и "Петрушку" с Васильевым. Прием в СССР, по словам Бежара, "был потрясающим, очень внимательным и очень сердечным". Ему предложили ставить балеты в Большом театре. Бежар любил музыку Игоря Стравинского и хотел поставить "Концерт для скрипки" и "Симфонию", но в Большом ответили, что предпочли бы постановку "Девятой симфонии" Бетховена, что для Бежара было уже пройденным этапом, - именно так в его хореографическом представлении десять лет назад, в 1968 году, открывались летние Олимпийские игры в Мехико. Официальное сотрудничество с театром тогда не состоялось. Но продолжилось в репертуаре советских танцовщиков.

    К счастью, эти номера сохранились на пленке, благодаря Гостелерадио СССР. Балетные композиции в постановке М. Бежара вы увидите в исполнении: Е. Максимовой и В. Васильева, Г. Шляпиной и А. Горбацевича, Н. Большаковой и В. Гуляева. "Танец пробуждает - а какой век больше нуждается в пробуждении?" - этот вопрос Бежар задавал в каждом своем новом спектакле.

    01:50
    "Мастер. Михаил Булгаков". Авторская программа Владимира Лакшина. Режиссер О.Кознова. . . 1987..", 1-я серия

    Вступительное слово - Светлана Кайдаш-Лакшина, писатель, вдова Владимира Лакшина. Владимир Яковлевич Лакшин - литературовед, доктор филологических наук, знаток отечественной литературы XIX-XX веков. Автор известных книг "Толстой и Чехов", "А. Н. Островский", работ, посвященных А. Пушкину, Ф. Достоевскому, И. Бунину, М. Булгакову и другим, Лакшин считал русскую литературу и культуру "государствообразующими, столпами национальной жизни". Он работал в "Литературной газете", был соратником и первым заместителем Александра Твардовского в "Новом мире", возглавлял журнал "Иностранная литература". А еще он был удивительно обаятельным и артистичным человеком. Выросший в театральной семье, он прекрасно пел, виртуозно владел гитарой. Глубокие знания и природный артистизм помогли ему в создании ряда уникальных телевизионных фильмов, посвященных классикам русской литературы. В первой серии фильма "Мастер. Михаил Булгаков" речь идет о создании романа "Белая гвардия" и о родном для Булгакова Киеве... В фильме заняты народные артисты СССР Юрий Яковлев, Олег Борисов, Марк Прудкин, артисты Д. Козин, Е. Романова.

О передаче

В линейке "XX век" собраны лучшие программы отечественного телевидения периода расцвета.

Страна и год

Россия, 2024

Другие развлекательные передачи