познавательное16+

Ольга Аросева. Вторая жизнь пани Моники

    О передаче

    В "Другой жизни пани Моники" сплошной эксклюзив. Уникальные хроникальные кадры и видеоматериалы, неизвестные факты из жизни актрисы, касающиеся ее дружбы с Фаиной Раневской и Анной Ахматовой, а также непростых взаимоотношений Аросевых с семьей Молотова. Почему Леонид Брежнев не пропускал ни одного выпуска "13 стульев", как "кабачок" однажды чуть не закрыли и по какой причине все, связанное с этой передачей, председатель Гостелерадио Сергей Лапин контролировал самолично? В монологе главной героини этого фильма (а он был произнесен в московской квартире Ольги Аросевой, на даче во Внуково и в гримерке Московского театра Сатиры) - воспоминания о жизни, размышления о творческой судьбе, взгляд в будущее.

    Любимые числа незабываемой "пани Моники" 7, 13 и 21, а все потому, что именно в эти дни ей больше всего везло. Знаком судьбы Ольга Аросева считает даже тот факт, что она родилась в один день с человеком, перевернувшим жизнь всей ее семьи. С этой датой связана и другая давняя история. В 1935 году Александр Аросев, известный большевик, писатель и дипломат, привел своих дочек на Тушинский аэродром посмотреть авиационный парад. И вдруг рядом с его семейством раздался голос с сильным кавказским акцентом: "Что же вы, большие, встали, а маленьким ничего не видно? Чьи это девочки? Аросева?" Он взял сестер за руки и повел в первый ряд, а после парада спросил у Оли: "Сколько тебе лет?" - "21 декабря будет 10", - ответила девочка. Вождь усмехнулся в усы: "Ты смотри, оказывается, мы ровесники. Я тоже 21 декабря рожден - приходи, вместе праздновать будем". И вот Ольга Александровна вспоминает: "21 декабря, ничего не сказав отцу, я купила горшок с высоченной гортензией (так как дело было зимой, мне ее упаковали, как следует) и направилась в Кремль через Боровицкие ворота. Подхожу к сторожевой будке со свертком наперевес, а меня караульные окликают: "Ты куда?" - "К товарищу Сталину на день рождения", - говорю, а они уже обертку рвут на подарке: "Это что такое?" (завернутая гортензия, такая длинная, выглядела как автомат). "Осторожнее, - прошу их, - там цветы, они могут замерзнуть". Как уж я ни орала, охранники все распотрошили, вынули горшок, потом удалились куда-то... Вскоре слышу оттуда хохот... выходят они: "Девочка, мы позвонили. Иосиф Виссарионович очень тебя благодарит, но он сейчас занят. Цветы мы ему передадим, а ты иди домой". Два года спустя, в 37-ом, Александр Аросев, понимая, что в стране происходит что-то непоправимое, сам поехал к Ежову - поговорить как коммунист с коммунистом - и не вернулся. Уже двенадцатилетняя Оля Аросева не побоялась написать Сталину, что не верит в виновность отца, но ответа так и не получила.

    В этом фильме - воспоминания актрисы о заграничном детстве, о родителях и сестрах, о последующей жизни в Москве, в знаменитом Доме на набережной, о войне и первых ролях в театре, о людях, с которыми ее свела судьба.

    Еще в пражском детстве выяснилось, что Ольга - прирожденная актриса. Рядом с советским посольством располагался известный в городе Театр на Виноградах, куда молодой театральный реформатор и пламенный коммунист Бертольд Брехт привез свою знаменитую "Трехгрошовую оперу". Заядлый театрал Александр Аросев отправился на представление вместе с дочками. Спектакль произвел на Олю такое впечатление, что она изрезала в лохмотья свое платье (как у нищих персонажей из постановки) и вместе с подружкой-чешкой из благопристойной состоятельной семьи отправилась просить милостыню, рассказывая изумленным прохожим трогательную историю о том, будто мама их оставила, а папа денег не дает. Дело чуть не кончилось дипломатическим скандалом: в газете появилась заметка о дочери советского посла, собирающей подаяние.

    В начале тридцатых семья Аросевых вернулась в Москву и поселилась в знаменитом Доме на набережной, где у них бывали и Ромен Роллан, и Владимир Немирович-Данченко, и Александр Таиров с Алисой Коонен, и молодой Борис Ливанов, а Ольге так нравилось наблюдать за ними... Но счастье длилось недолго, и вскоре после ареста отца девочка отправилась в родной дом в последний раз - за своим велосипедом. Узнав об этом, вся семья страшно перепугалась. Но после Олиного визита матери все-таки разрешили забрать кое-что из вещей, и какая-то женщина, уже расположившаяся в их комнатах, шепотом посоветовала: "Возьмите часы вашего мужа... Они дорогие..." Но мама рискнула забрать лишь то, что полагалось по списку: туфельки, рубашечки...

    Почти всю жизнь Ольга Александровна имела, по ее признанию, лишь один полноценный документ об образовании - "корочки" с курсов водителей троллейбуса, полученные по настоянию Эльдара Рязанова, и только девять лет назад обзавелась вторым - на 80-летие вахтанговцы торжественно вручили ей диплом Щукинского училища. Тем не менее, за 65 лет творческой жизни эта актриса сыграла сотню ярких ролей на театральных подмостках и три десятка в кино, самые известные из которых: "Мы с вами где-то встречались...", "Девушка без адреса", "Берегись автомобиля", "Интервенция". И до сих пор для большинства своих соотечественников она прежде всего "пани Моника" из культового "Кабачка "13 стульев". Художественный руководитель Театра сатиры Валентин Плучек одно время нечасто баловал Аросеву премьерами, а к концу 1960-х практически ее не замечал. Но неунывающей актрисе, которая ездила с концертами по провинциям, помогала всем понятная и родная "пани Моника". Авторы этой ленты побывали на репетиции спектакля "Как пришить старушку", "Идеальное убийство", "Триумф на Триумфальной", в которых Ольга Аросева играла главные роли.

    В фильме принимают участие: Александр Ширвиндт, Михаил Державин, ученик Ольги Александровны, Геннадий Хазанов, сестра Ольги Аросевой Елена, актрисы Театра сатиры Зоя Зелинская и Вера Васильева, соседка по даче Лия Ахеджакова и молодые актеры Театра сатиры, с которыми Ольга Александровна выходила на сцену.

    Режиссёр

    Ольга Резниченко

    Страна и год

    Россия, 2010

    Другие познавательные передачи