познавательное

Севастопольский вальс

О передаче

Это фильм о Севастополе периода второй обороны города (1941-42 гг.). Фильм не столько о войне, сколько о жизни в условиях войны. Эти дни называют "обороной", но, по сути, это настоящая блокада, Севастополь заперт с суши, море под контролем с воздуха - там хозяйничает вражеская авиация.

Не военные, но жители города - в центре внимания этой картины. Как повседневность превращается в искусство? Что такое приготовить обед под бомбами? Как стирать, если нет мыла? Елизавета Листова варит мыло по военному рецепту и стирает, как стирали в 41-м в Севастополе. Жители Севастополя делятся рецептом "каши без воды", который тоже проверяется на практике.

Что такое жизнь под непрерывной бомбежкой, какая бомба опасна, какая нет? Бомбоубежища Севастополя - город под землей. В Севастополе их называют "штольнями" - это вековые каменные выработки, из которых сложен город. Лабиринт огромных километровых коридоров в скалах. О штольнях военной поры ходят легенды - для нужд фронта там работали предприятия, делали гранаты, минометы и мины, шили обмундирование бойцам. Там был арсенал, там развернули колоссальный госпиталь, современники называли его "медицинским центром", там были школа, детский сад, там были "квартиры", и подземные улицы носили имена. Но с самой войны никто воочию не видел этих штолен - там располагаются секретные военные объекты. Съемочная группа фильма "Севастопольский вальс" оказалась первой из гражданских лиц, допущенных туда.

Конец второй обороны ознаменовался страшной трагедией - часть штолен, где располагался арсенал, была взорвана отходящими советскими войсками, чтобы не оставлять боезапас противнику. Огромный участок скалы превратился в каменное месиво. Количество погибших и пострадавших от сильнейшей взрывной волны никогда не будет установлено. С тех пор и почти до наших дней в тех руинах отважились бывать только мародеры. Сейчас, спустя семьдесят лет, работы по разминированию ведет МЧС. Путешествие в эпицентр колоссального взрыва, где почти ничего не изменилось с войны, - тоже из тех, которое журналисты предпринимают впервые с военных времен.

Подробная информация.

Елизавета Листова, автор фильма: "Для меня это несколько личный фильм. Я не родилась и не жила в Севастополе, но выросла с этим именем. Мой прадед очень много рассказывал мне об этом городе. Он тоже не родился и не жил там, но он написал песню "Севастопольский вальс" - он композитор Константин Листов. Из его рассказов я с возрастом поняла, почему он написал именно такую музыку - шикарную, как бальное платье Золушки, снаружи, и надрывную, как рваная рана, внутри. Мелодия возникала из его военных командировок - с баяном, из рассказов его друзей-соавторов, о том, как севастопольские женщины ползли на передний край с баклажками для бойцов, - совсем воды не было в городе. О том, как устраивали в землянках домашний уют, потому что в этих землянках, бывало, жили их мужья, а они, жены, ходили к ним "на фронт". Это были такие тихие домашние рассказы, без громыхания и придыхания. Видимо, эти впечатления о Севастополе, о его упорном достоинстве, о его особенной опрятности - и на улицах, и в отношениях, о только там возможном сочетании роскоши и строгости - эти впечатления и вылились во всем известный вальс. И ничем, кроме вальса, не могла получиться эта музыка у моего прадеда. В этом фильме мне оставалось только расшифровать его ноты".

Автор

Елизавета Листова

Страна и год

2016

Другие познавательные передачи